Краткая история Республиканского государственного академического Уйгурского театра музыкальной комедии им. Куддуса Кужамьярова.


По официальным данным Государственный республиканский академический уйгурский театр музыкальной комедии им. Куддуса Кужамьярова основан в 1934 году в г. Алматы, но театральная деятельность уйгурского населения края в сфере культуры началась намного раньше. Точнее, в 1918 году в городе Верный (ныне Алматы) открывается «Клуб национальных меньшинств», при поддержке и инициативе известного политического деятеля из Жетысуской области Исмаила Тайирова. Именно там начали свою работу уйгурские, татарские, киргизские и узбекские драмкружки. Среди всех этнических драмкружков особо отличился своей активностью и подбором актеров уйгурский драмкружок. Этот Клуб расположился на месте бывшей мечети на пересечении улиц Фурманова и М. Горького (ныне Н. Назарбаев и Жибек Жолы). Этим творческим коллективом в 1919 году были поставлены пьесы А. Розибакиева "Мәнсәппәрәс" ("Порок тщеславия") и переведенные И. Тайировом с узбекского языка пьесы "Мәзлум хотун" ("Порабощённая женщина" и "Пәдәрқуш" ("Отцеубийца"). Эти события считаются началом национальной уйгурской драматургии в Казахстане.

Постепенно искусство художественной деятельности расцветало, и в различных городах и сёлах, таких как Верный, Жаркент, Чилик, Чунджа, Корам, Каратурук, Карийота и других, были созданы драматические кружки. Они поднимали не только важные социальные проблемы того времени, но также старались инсценировать и исторические события. В связи с этим в национальной драматургии уйгуров появились такие произведения, как "Садыр Ханрук" (автор З. Башир), "Несчастные дни" (Б. Касимов), "Назугум" (Н. Абдусемятов, М. Имашев, Ж. Ганиев) и множество других значимых сценических произведений.

Особое место в истории развития Уйгурского театрального искусства занимает движение «Көккөйнәкликләр» (иногда называемое «Көк көйнәкләр» то есть «синие блузки»). В этой связи следует отметить, что нельзя рассматривать деятельность «Көккөйнәкликләр» в отрыве от кружков художественной самодеятельности, созданных незадолго до них в различных уголках республики. Потому что, движение «Көккөйнәкликләр», история которого берет свое начало в Москве, вдохновленное социалистическими идеями, перенеслось в Казахстан в 1926 году. Во главе его стоял знаменитый композитор Латиф Хамиди. Но самодеятельные кружки, как известно, трудились и творили в этом регионе еще до этого периода. Возможно, после 1926 года они продолжили свою деятельность под общим движением «Көккөйнәкликләр» которое широко распространилось в границах всего Советского Союза. Но как бы то ни было, очевидно, что именно с этих кружков началось формирование уйгурского театрального творчества в Казахстане. Ведь со временем, роль драм-кружков в обществе росла, привлекая к себе внимание не только простых людей, но и тех, кто стоял у власти.

Все это стало основой для формирования уйгурского театрального искусства и привело к усилению важности вопроса открытия национального театра. В результате в мае 1930 года, когда было принято решение о создании уйгурской драматической труппы в театре Казахстана. В Жаркенте, в рамках мероприятий к 10-летию образования Советской Республики, был предложен план по организации уйгурской театральной труппы для продвижения искусства.

В это время театр уйгурской драмы, активно действовавший в рамках "Клуба этнических меньшинств", продолжал свое развитие в значительной степени. Поэтому ему предоставлялись средства и поддержка со стороны правительства, а руководителями были назначены Ахмет Аюпов в качестве директора и Жалалу Асимову в качестве художественного руководителя. Однако на этом официальное формирование профессионального театра уйгурской драмы не завершается. Фактически было еще много вопросов, которые не были решены. Профессиональный уйгурский театр был создан на основе одноименной труппы в 1934 году. Самым первым спектаклем, поставленным на его сцене под руководством режиссера А. Ибрагимова, была пьеса "Анархан" Ж. Асимова и А. Садирова.

Спустя семь лет, в начале Великой Отечественной войны, уйгурский театр, был перемещен в село Чилик, удаленное от центра Алматы на 112 километров. Там, в течение 20 лет, коллектив продолжал свою деятельность в областном театре в условиях серьезных испытаний.
В 1961 году уйгурский театр был заново переведен в город Алматы, сначала в одно из зданий на улице имени Пушкина, а затем в здание клуба НКВД, известного как Дзержинский (ныне Наурызбай батыр). С момента переезда в Алматы и до настоящего времени, этот театр продолжает свою активную деятельность, играя важную роль в масштабах республики. В 1967 году он был переименован из "Уйгурского музыкально-драматического театра" в "Уйгурский театр музыкальной комедии".

В 1984 году в канун своего 50-летия, Государственный Уйгурский театр был награжден орденом «Знак Почета» за достигнутые творческие успехи в деле развития многонационального искусства Казахстана.

Независимость Казахстана подарила новое дыхание Уйгурскому театральному искусству. На сцене поставлено множество новых, актуальных спектаклей.

В 2002 году уйгурский театр пережил значимое событие в своей истории. В этом году был проведен обширный ремонт и реконструкция театрального здания, которое было открыто в новом облике. В открытии нового здания принял участие Первый Президент Республики Казахстан.

В 2005, году в канун своего 70-летнего юбилея, театру было присвоено имя выдающегося композитора, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, профессора Куддуса Кужамьярова, творчество которого стало неотъемлемой частью музыкального искусства Казахстана.

В 2016 году, в честь 25-летия Независимости Республики Казахстан, уйгурский театр был удостоен звания "академический".

Также, особым периодом в истории театра стал 2021 год. В этот год театр получил значительное внимание со стороны государства, его сцена была полностью обновлена, а также дополнена современным оборудованием для проведения спектаклей и представлений на самом высоком уровне.

Уйгурский театр, со дня своего основания, отличается разнообразием и уникальностью своего репертуара. В течении последних лет театр активно пополнял свой репертуар произведениями уйгурских драматургов, а также произведениями известных классических авторов мировой литературы, таких как У. Шекспир, Ж.Б. Мольер, Лопе де Вега, К. Гольдони, Н. В. Гоголь, Н. Ф. Погодин, Ч. Айтматов, У. Голдинг, Һ. Һ. Ниязи, В. Дельмар, У. Гаджибеков, и другие. Такое разнообразие включает в себя работы из культур различных народов, таких как казахская, узбекская, азербайджанская, что является отражением внимания к культурному разнообразию и уникальности уйгурской театральной идентичности. Эта тенденция продолжает сохраняться и развиваться и в настоящее время.

Особо необходимо отметить, что в уйгурском театре сформировались фольклорный ансамбль "Нава", танцевальная труппа "Рухсарә", а также эстрадные ансамбли "Яшлиқ" и "Сада". Эти творческие коллективы создают уникальные и привлекательные композиции, которые объединяют и совмещают традиционные и современные музыкальные инструменты, и стили, вдохновленные работами многих талантливых композиторов и музыкантов.

Коллектив уйгурского театра активно вносит свой вклад в общую культуру народов Казахстана представляя собой одну из ярких граней многонациональной культуры страны. Коллектив принимает участие в различных конкурсах и фестивалях как на национальном, так и на международном уровнях способствуя расширению разнообразного культурного наследия, способствуя сохранению и укреплению культурных ценностей.
будьте в курсе обо всех мероприятиях театра
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Адрес
г. Алматы, ул. Наурызбай батыра, 83
Телефон
КАССА ТЕАТРА