Передать через звуки красоту мира
Желание изготавливать музыкальные инструменты зародилось у мастера в детстве
Кажется, что в эпоху новых технологий машины и искусственный интеллект заменят человека практически везде. Однако есть некоторые виды работ, где от рук и творческой мысли изготовителя во многом зависит конечный результат. Оказывается, не так много в Казахстане мастеров, умеющих самостоятельно изготовить музыкальный инструмент.
Пятилетний плотник
Таким мастером является Пархат Палтаев, который около 40 лет работает в Республиканском государственном уйгурском театре музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова. Он играет практически на всех инструментах, но своим любимым делом считает ремонт и изготовление самих музыкальных инструментов. Умелец согласился допустить корреспондента «Вечёрки» в мастерскую и было удивительно узнать, что занятия своим ремеслом Пархат начал в пять лет. – Отец был плотником и я, еще несмышленыш, решил изготовить сам музыкальный инструмент. Взял куски дерева и что-то пытался смастерить, за что еще и получил нагоняй, – вспоминает с улыбкой мастер. Родился и вырос Пархат Палтаев в селе Туздыбастау Талгарского района. Тянулся не только к плотницкому делу, но и к музыке. Решил научиться играть на уйгурских музыкальных инструментах. Старший брат прислал мальчишке из Ташкента новый дутар – это дало дополнительный толчок, стал играть еще и на рубабе. Ходил на уроки к частникам-музыкантам. Уже в восьмом классе Пархат стал сам учить детей музыкальныму навыкам. После учебы в школе пошел учиться в музыкальное училище имени Чайковского по классу контрабаса. Затем связал свою биографию с Уйгурским театром и стал музыкантом в оркестре при театре, а затем перешел в знаменитый музыкальный коллектив «Нава». Будучи уже профессиональным исполнителем, он стал вначале ремонтировать, а затем самостоятельно изготавливать инструменты. Рядом с ним находился более опытный мастер – Аблахжан Машаев, у которого начинающий ремесленник многому научился. – Настоящий мастер музыкальных инструментов прежде всего сам должен быть музыкантом, – считает Палтаев.
Снести избу ради гитары
У мастера по изготовлению дутаров, рубабов и других музыкальных инструментов особый подход к поиску материалов. Он полагает, что дерево должно быть старым и сухим. Даже после расщепов на куски должно пройти определенное время. – Во многих странах для изготовления музыкального инструмента используется сосна или ель. Всем известны русские деревянные избы – срубы, где применяются обработанные рубленые бревна или брусы. Сейчас в России есть мастера, которые за огромные суммы покупают даже дореволюционные избы, чтобы из высохшего за более чем 100 лет бревна сосны получать бруски дерева для дальнейшего изготовления скрипки, лиры, гитары, других музыкальных инструментов, – приводит пример столь необычного, но в то же время экологичного подхода Пархат Палтаев. Сам мастер одним из лучших материалов считает шелковник, который, с его слов, пластичен и «очень послушен». Такой материал хорошо гнется при обработке и очень чувствительно передает звуки. У шелковника есть еще одно важное свойство. Куски этого дерева со временем сами из желтого приобретают коричневый цвет и можно только добавить тонкий слой лака. Шелковник, как и тутовник, используется многими мастерами в Центральной Азии и других регионах. Пархат Палтаев сам берет высохшее полено и вырезает оттуда форму. В некоторых случаях замачивает еще сырое дерево на некоторое время в соленой воде. Лак мастер готовит сам и часто экспериментирует с ним, какие-то материалы заказывает либо едет в другие города для покупки. – Мне не нравится, когда создан практически промышленный конвейер для изготовления музыкальных инструментов. Бывает, что дерево сырое и даже автомобильный лак используют, а в итоге звучание у такого инструмента может быть не столь мелодичным, – сетует мастер.
Занять место в оркестре
Изготовленные мастером инструменты есть и у исполнителей в Уйгурском театре. Здесь же у Пархата Палтаева мастерская, где он коротает свободное от выступлений и репетиций время. – Я очень признателен директору театра Дильмураду Бахарову, что была возрождена мастерская для ремонта музыкальных инструментов. Моя работа помогает нашим исполнителям содержать своих помощников в тонусе и образцовом состоянии, – говорит мастер. За помощью с ремонтом приходят алматинцы и приезжие исполнители.
Обращаются и чеченские, турецкие музыканты со своими инструментами. К нему приносят для ремонта не только национальные инструменты, но и гитары, скрипки. Обращаются также из музыкальных школ и частных оркестров. Однако более обширная мастерская и основной запас материалов у мастера во дворе своего дома. Список уйгурских музыкальных инструментов включает более 70 разновидностей. Специфика их такова, что, к примеру, для исполнения одного из классических древнейших народных музыкальных жанров – мукамов оркестру требуется не менее 20 музыкальных инструментов. Некоторые инструменты даже подстраивают под голос певца, поющего мукамы. Музыканты используют дутары разных видов: награн, саттар, гиджак и другие. Один из самых известных инструментов – равап или рубаб. Зародился он более пяти веков назад и на рубабе играют не только народы Центральной Азии, но и жители стран Ближнего Востока, Африки и даже Европы. – Имеется множество его разновидностей: бас-рубаб, долан-рубаб, бес-рубаб, кашгарский рубаб, миллий или национальный рубаб. Люди искусства даже называют рубаб султаном среди музыкальных инструментов. Например, миллий-рубаб лучше подходит для оркестра и число струн в нем иное, чем в других разновидностях, – поясняет мастер. Каждый раз, изготавливая рубаб, Пархат старается внести что-то новое, чтобы звук был более тонким. Также старается подойти к другим своим творениям, разбирая каждую мелочь. – Бывали случаи, когда я даже разбивал готовый инструмент из-за некачественного звучания и начинал все с начала, – говорит мастер о своем придирчивом подходе. Есть в Азии смычковый национальный инструмент наподобие кобыза – гиджак или гиджяк. На нем играют не только уйгуры, но и узбеки, азербайджанцы, турки, курды. Звучание гиджака очень тонкое, нежное и в ряде моментов близкое к мелодии скрипки. Пархат применяет особые элементы для барабана гиджака, вставляя туда шкуру питона или иной материал. Змеиная шкура не боится влаги и придает особое звучание гиджаку. В другом инструменте под названием тар мастер установил на покрытии барабана высохшие части сердца коровы. Для грифа и других частей использует вставки из слоновьей кости, кишки и рога копытных животных, конский волос или жгуты из кожи животных, другие самые разные материалы.
Ученик – контролёр
Для совершенствования мастерства Пархат нередко встречается с другими мастерами, которые изготавливают домбры, кобызы или национальные инструменты других народов. Они делятся секретами, показывают друг другу свои наработки и фактически учатся друг у друга. Мастер полагает, что не нужно останавливаться на том, что уже сделано. – В жизни и мире все постоянно меняется, я даже задумываюсь, чтобы что-то придумать новое наподобие арфы. У нее ведь такой неповторимый, приятный и мелодичный звук, – делится своими планами умелец. В семье Пархата Палтаева трое детей. Два сына занимаются бизнесом, помогают приобретать нужные станки. Умеют играть на национальных инструментах и поют в свободное время, но по стопам отца не пошли. Родитель не возразил и считает, что для изготовления музыкальных вещей должен быть внутренний порыв души. Сегодня к мастеру приходит 14-летний ученик. Он сам нашел мастерскую Палтаева и попросился в подмастерья. Мальчик очень пытлив, старателен и даже замерил параметры одного из инструментов, а затем спорил с наставником, полагая, что из-за изменения формы звучание будет искажено. – Такой у него математический подход, – шутит мастер. – Я говорю ученику: «Тебе еще рано изготавливать инструменты». Пусть он подрастет и окрепнут руки, вот лет в двадцать начнет работать полноценно. Этот случай добровольного поиска учеником призвания в музыке Пархат Палтаев считает нечастым. – Очень жаль, что сегодня мало молодых людей идут в музыку. Например, немало уйгурских семей считают, что это не столь престижная и невысокооплачиваемая работа, хотя в Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова и музыкальном колледже в Алматы есть отделение уйгурской музыки, – отмечает музыкант. Хотя два сына избрали своим делом бизнес, мастер полагает, что может быть в искусство в будущем подастся его дочь. Сейчас 13-летняя девочка всерьез занимается национальными танцами и старается поддерживать репутацию отца.
Расул БАХАМОВ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
https://vecher.kz/uploads/files/2025/02/11104138000.pdf
Желание изготавливать музыкальные инструменты зародилось у мастера в детстве
Кажется, что в эпоху новых технологий машины и искусственный интеллект заменят человека практически везде. Однако есть некоторые виды работ, где от рук и творческой мысли изготовителя во многом зависит конечный результат. Оказывается, не так много в Казахстане мастеров, умеющих самостоятельно изготовить музыкальный инструмент.
Пятилетний плотник
Таким мастером является Пархат Палтаев, который около 40 лет работает в Республиканском государственном уйгурском театре музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова. Он играет практически на всех инструментах, но своим любимым делом считает ремонт и изготовление самих музыкальных инструментов. Умелец согласился допустить корреспондента «Вечёрки» в мастерскую и было удивительно узнать, что занятия своим ремеслом Пархат начал в пять лет. – Отец был плотником и я, еще несмышленыш, решил изготовить сам музыкальный инструмент. Взял куски дерева и что-то пытался смастерить, за что еще и получил нагоняй, – вспоминает с улыбкой мастер. Родился и вырос Пархат Палтаев в селе Туздыбастау Талгарского района. Тянулся не только к плотницкому делу, но и к музыке. Решил научиться играть на уйгурских музыкальных инструментах. Старший брат прислал мальчишке из Ташкента новый дутар – это дало дополнительный толчок, стал играть еще и на рубабе. Ходил на уроки к частникам-музыкантам. Уже в восьмом классе Пархат стал сам учить детей музыкальныму навыкам. После учебы в школе пошел учиться в музыкальное училище имени Чайковского по классу контрабаса. Затем связал свою биографию с Уйгурским театром и стал музыкантом в оркестре при театре, а затем перешел в знаменитый музыкальный коллектив «Нава». Будучи уже профессиональным исполнителем, он стал вначале ремонтировать, а затем самостоятельно изготавливать инструменты. Рядом с ним находился более опытный мастер – Аблахжан Машаев, у которого начинающий ремесленник многому научился. – Настоящий мастер музыкальных инструментов прежде всего сам должен быть музыкантом, – считает Палтаев.
Снести избу ради гитары
У мастера по изготовлению дутаров, рубабов и других музыкальных инструментов особый подход к поиску материалов. Он полагает, что дерево должно быть старым и сухим. Даже после расщепов на куски должно пройти определенное время. – Во многих странах для изготовления музыкального инструмента используется сосна или ель. Всем известны русские деревянные избы – срубы, где применяются обработанные рубленые бревна или брусы. Сейчас в России есть мастера, которые за огромные суммы покупают даже дореволюционные избы, чтобы из высохшего за более чем 100 лет бревна сосны получать бруски дерева для дальнейшего изготовления скрипки, лиры, гитары, других музыкальных инструментов, – приводит пример столь необычного, но в то же время экологичного подхода Пархат Палтаев. Сам мастер одним из лучших материалов считает шелковник, который, с его слов, пластичен и «очень послушен». Такой материал хорошо гнется при обработке и очень чувствительно передает звуки. У шелковника есть еще одно важное свойство. Куски этого дерева со временем сами из желтого приобретают коричневый цвет и можно только добавить тонкий слой лака. Шелковник, как и тутовник, используется многими мастерами в Центральной Азии и других регионах. Пархат Палтаев сам берет высохшее полено и вырезает оттуда форму. В некоторых случаях замачивает еще сырое дерево на некоторое время в соленой воде. Лак мастер готовит сам и часто экспериментирует с ним, какие-то материалы заказывает либо едет в другие города для покупки. – Мне не нравится, когда создан практически промышленный конвейер для изготовления музыкальных инструментов. Бывает, что дерево сырое и даже автомобильный лак используют, а в итоге звучание у такого инструмента может быть не столь мелодичным, – сетует мастер.
Занять место в оркестре
Изготовленные мастером инструменты есть и у исполнителей в Уйгурском театре. Здесь же у Пархата Палтаева мастерская, где он коротает свободное от выступлений и репетиций время. – Я очень признателен директору театра Дильмураду Бахарову, что была возрождена мастерская для ремонта музыкальных инструментов. Моя работа помогает нашим исполнителям содержать своих помощников в тонусе и образцовом состоянии, – говорит мастер. За помощью с ремонтом приходят алматинцы и приезжие исполнители.
Обращаются и чеченские, турецкие музыканты со своими инструментами. К нему приносят для ремонта не только национальные инструменты, но и гитары, скрипки. Обращаются также из музыкальных школ и частных оркестров. Однако более обширная мастерская и основной запас материалов у мастера во дворе своего дома. Список уйгурских музыкальных инструментов включает более 70 разновидностей. Специфика их такова, что, к примеру, для исполнения одного из классических древнейших народных музыкальных жанров – мукамов оркестру требуется не менее 20 музыкальных инструментов. Некоторые инструменты даже подстраивают под голос певца, поющего мукамы. Музыканты используют дутары разных видов: награн, саттар, гиджак и другие. Один из самых известных инструментов – равап или рубаб. Зародился он более пяти веков назад и на рубабе играют не только народы Центральной Азии, но и жители стран Ближнего Востока, Африки и даже Европы. – Имеется множество его разновидностей: бас-рубаб, долан-рубаб, бес-рубаб, кашгарский рубаб, миллий или национальный рубаб. Люди искусства даже называют рубаб султаном среди музыкальных инструментов. Например, миллий-рубаб лучше подходит для оркестра и число струн в нем иное, чем в других разновидностях, – поясняет мастер. Каждый раз, изготавливая рубаб, Пархат старается внести что-то новое, чтобы звук был более тонким. Также старается подойти к другим своим творениям, разбирая каждую мелочь. – Бывали случаи, когда я даже разбивал готовый инструмент из-за некачественного звучания и начинал все с начала, – говорит мастер о своем придирчивом подходе. Есть в Азии смычковый национальный инструмент наподобие кобыза – гиджак или гиджяк. На нем играют не только уйгуры, но и узбеки, азербайджанцы, турки, курды. Звучание гиджака очень тонкое, нежное и в ряде моментов близкое к мелодии скрипки. Пархат применяет особые элементы для барабана гиджака, вставляя туда шкуру питона или иной материал. Змеиная шкура не боится влаги и придает особое звучание гиджаку. В другом инструменте под названием тар мастер установил на покрытии барабана высохшие части сердца коровы. Для грифа и других частей использует вставки из слоновьей кости, кишки и рога копытных животных, конский волос или жгуты из кожи животных, другие самые разные материалы.
Ученик – контролёр
Для совершенствования мастерства Пархат нередко встречается с другими мастерами, которые изготавливают домбры, кобызы или национальные инструменты других народов. Они делятся секретами, показывают друг другу свои наработки и фактически учатся друг у друга. Мастер полагает, что не нужно останавливаться на том, что уже сделано. – В жизни и мире все постоянно меняется, я даже задумываюсь, чтобы что-то придумать новое наподобие арфы. У нее ведь такой неповторимый, приятный и мелодичный звук, – делится своими планами умелец. В семье Пархата Палтаева трое детей. Два сына занимаются бизнесом, помогают приобретать нужные станки. Умеют играть на национальных инструментах и поют в свободное время, но по стопам отца не пошли. Родитель не возразил и считает, что для изготовления музыкальных вещей должен быть внутренний порыв души. Сегодня к мастеру приходит 14-летний ученик. Он сам нашел мастерскую Палтаева и попросился в подмастерья. Мальчик очень пытлив, старателен и даже замерил параметры одного из инструментов, а затем спорил с наставником, полагая, что из-за изменения формы звучание будет искажено. – Такой у него математический подход, – шутит мастер. – Я говорю ученику: «Тебе еще рано изготавливать инструменты». Пусть он подрастет и окрепнут руки, вот лет в двадцать начнет работать полноценно. Этот случай добровольного поиска учеником призвания в музыке Пархат Палтаев считает нечастым. – Очень жаль, что сегодня мало молодых людей идут в музыку. Например, немало уйгурских семей считают, что это не столь престижная и невысокооплачиваемая работа, хотя в Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова и музыкальном колледже в Алматы есть отделение уйгурской музыки, – отмечает музыкант. Хотя два сына избрали своим делом бизнес, мастер полагает, что может быть в искусство в будущем подастся его дочь. Сейчас 13-летняя девочка всерьез занимается национальными танцами и старается поддерживать репутацию отца.
Расул БАХАМОВ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
https://vecher.kz/uploads/files/2025/02/11104138000.pdf